Как проходит казначейский контроль

Как проходит казначейский контроль

Важно вовремя публиковать извещения и контракты и составлять их правильно так как они дополнительно проходят казначейский контроль. Причем это обязательное условие: только договоры, прошедшие контроль УФК, публикуются в ЕИС. Если документ не проверили или нашли в нем ошибки, его не опубликуют.

Зачем Казначейство проверяет заказчиков

Закупочная деятельность по ФКС всегда под пристальным вниманием. Госзакупки проводят за бюджетные деньги: чтобы не было растрат, для заказчиков ввели строгий финансовый контроль. А Казначейство — один из органов, которые проверяют заказчиков. В ч. 2 ст. 99 44-ФЗ указано, какие организации проверяет Федеральное казначейство:

  • всех заказчиков — управляющих и контрактные службы, закупочные комиссии;
  • уполномоченные органы, учреждения;
  • спецорганизации;
  • операторов электронных площадок и спецплощадок;
  • банки, госкорпорацию «ВЭБ.РФ», местных гарантийщиков — если они осуществляют определенные действия в рамках 44-ФЗ. К примеру, выдают банковскую гарантию поставщику.

Закупочные проверки по п. 5 ст. 99 44-ФЗ проходят по правилам из ПП РФ № 1193 от 06.08.2020 .

Кто проверяет заказчиков

Федеральное казначейство и местные контролеры. Проверки документов по ч. 5, 5.1 ст. 99 проводятся всегда и не зависят от уровня заказчика. А вот финансовые проверки и контроль госзакупок проводят в зависимости от того, на каком уровне работает заказчик:

  • если на федеральном уровне: закупочную деятельность проверяет ФАС, финансовую — Федеральное казначейство;
  • если на региональном уровне: закупки контролируют уполномоченные органы субъекта и ФАС, финансы — региональные органы финконтроля или должностные лица органа исполнительной власти;
  • если на муниципальном уровне: закупки контролируют уполномоченные органы на муниципальном, региональном уровне и ФАС, финансы — орган муниципального финконтроля или должностное лицо местной администрации.

По сути, по госзакупкам заказчиков контролируют по трем направлениям. Во-первых, контроль по ч. 5 ст. 99 Федерального закона 44-ФЗ (для неучастников бюджетного процесса предусматривается только опосредованное вовлечение, им надо лишь внимательно проверить проект контракта) со стороны Казначейства. Во-вторых, сама закупочная деятельность — проверяют ФАС и местные органы исполнительной власти. В-третьих, финансирование и исполнение бюджета по закупкам — контролируют казначеи и локальные финансовые органы.

В таблице показали, кто является субъектом финансового контроля:

Кто контролирует Кого контролируют
Федеральное казначейство Федеральные заказчики
Региональные и муниципальные финорганы Региональные и муниципальные заказчики
Управленческие органы государственными внебюджетными фондами — СФР, ФФОМС Госзаказчики, которые закупают за счет денег внебюджетных фондов, их подведомственные учреждения

За контроль закупок чаще всего отвечает ФАС. Если вы проводите госзакупки для федеральных нужд, плановые и внеплановые проверки проводит только ФАС России и ее территориальные управления. Если вы региональный заказчик, плановые проверки проводит уполномоченный орган региона, который контролирует закупки. А внеплановый контроль проводят как региональные контролеры, так и ФАС. Заказчикам муниципального уровня повезло меньше: плановые проверки проводят муниципальные или региональные контролеры, а с внеплановым контролем вправе прийти орган любого уровня, в том числе и ФАС. То есть Федеральная антимонопольная служба вправе проверить любого заказчика.

Читать статью  Как работать на электронной площадке «РТС-Тендер. Тарифы Основание для взимания платы

Что проверяют казначеи в документах госзаказа

В правилах из ПП РФ № 1193 указано, что проверяет Казначейство по 44-ФЗ у заказчиков:

  • план-график и приложения к нему;
  • извещения, приглашения принять участие в закрытой процедуре;
  • протоколы по закупкам;
  • проекты контрактов и соглашений об изменении госконтрактов в ЕИС;
  • проект контракта, который направляют участнику без ЕИС, — в некоторых случаях.

Казначеи контролируют соответствие идентификационного кода закупки (ИКЗ) во всех документах заказа и непревышение объема финансирования, выделенного для проведения процедуры. Это и есть казначейский контроль.

В какой форме проводят казначейский контроль

Если информация размещена в единой системе, ее контролируют автоматически (ч. 5, 5.1 ст. 99 ФКС). Если документы не публикуют в ЕИС, их запрашивают для контроля в другой форме. Например, предоставить в Казначейство на бумаге.

В правилах № 1193 отдельные сроки контроля извещения в ЕИС не прописываются. Извещение, протокол или проект контракта сразу же публикуются в ЕИС после успешного казначейского контроля.

Как проходит казначейский контроль

Напоминаем, что казначеи и региональные финорганы проводят два вида контроля:

  1. Проверяют сведения об ИКЗ и объеме финансирования.
  2. Организовывают внутренний финансовый контроль — проводят проверки, ревизии и обследования.

Контроль ИКЗ и финансирования

Проводят ФК и территориальные казначейские органы, и другие финконтролеры. Среди мероприятий контроля — согласование Казначейством плана-графика, проверка извещений о закупке и приглашений принять участие в закрытой процедуре, протоколов подведения итогов ( п. 2 ч. 1, ч. 5, 5.1 ст. 99 ФКС , п. 4 правил № 1193). Кроме того, смотрят:

  • проект контракта, который направили участнику закупки в ЕИС;
  • проект контракта, который направили участнику закупки без использования ЕИС;
  • проект соглашения об изменении условий контракта.

Финорганы отслеживают информацию об ИКЗ и соответствие объема финансового обеспечения госзакупки, доведенного до заказчика. Для этого проверяют:

  • информацию об ИКЗ;
  • объем финансового обеспечения, которое указали в плане-графике или отдельном приложении к нему;
  • объем финансового обеспечения, которое содержится в объектах контроля по пп. «в»-«з» п. 4 правил № 1193.

А с 01.07.2023 поэтапно вводят казначейский контроль ( пп. «н» п. 2 ПП РФ № 60 от 27.01.2022 ):

  • соответствия источника финансирования по КВР, если информация об источнике содержится в объектах контроля по пп. «в», «е», «з», «и» п. 4 правил № 1193 ;
  • факта непревышения предельных размеров аванса, если информация о нем содержится в объекте контроля, предусмотренном пп. «в», «з», «и» п. 4 правил № 1193.

В правилах № 1193 указано, в течение какого времени осуществляется контроль по ч. 5 ст. 99, — с документом начинают работать не позднее часа после отправки в ЕИС, а проверяют его в разных ситуациях в течение 1-3 рабочих дней ( разд. III правил № 1193 ). Если все в порядке, казначейские специалисты сделают отметку и опубликуют их в ЕИС.

Если же найдут ошибки, вас уведомят о нарушениях или составят протокол. Как только исправите ошибки, отправьте на повторный контроль: корректный документ опубликуют в ЕИС.

Читать статью  Что такое тендер и как он проходит: подробная инструкция для новичков ответы на самые распространенные вопросы

Протокол о несоответствии контролируемой информации

Если заключаете контракт с единственным поставщиком по одному из оснований п. 25 правил № 1193 , сначала направьте проект контракта без подписи участника на казначейский контроль.

В ходе контроля казначейские специалисты проверяют НМЦК — цену в извещении сравнивают с планом-графиком. Кроме того, смотрят цену победителя: соответствует ли сумма в контракте протоколу и хватит ли выделенных денег на оплату поставщику. И обязательно контролируют ИКЗ: надо, чтобы он совпадал во всех документах — плане-графике, извещении, протоколе и контракте.

Кроме того, в Казначействе проверяют:

  • применение национального режима ( ч. 4 ст. 14 );
  • проведение централизованных и совместных торгов ( ст. 25, 26 );
  • предоставление преференций инвалидам и предприятиям-уголовникам ( ст. 28, 29 );
  • осуществление закупок с ценой за единицу ( ч. 24 ст. 22 );
  • заключение контрактов с несколькими участниками закупки ( ч. 10 ст. 34 ).

В правилах № 1193 разъясняется, когда наступает дата публикации закупки с даты прохождения контроля по 44-ФЗ: извещение и другие документы публикуют сразу же, как только получат положительный результат проверки.

Внутренний финансовый контроль

Внутренний контроль проводят ( ч. 9 ст. 99 ФКС ):

  • на федеральном уровне — Федеральное казначейство;
  • на региональном уровне — госорган финансового контроля в регионе или уполномоченное должностное лицо органа региональной исполнительной власти;
  • на муниципальном уровне — орган муниципального финансового контроля или должностное лицо местной администрации.

Контролеры проверят ( ч. 8 ст. 99 ФКС ):

  • соответствие госзакупок правилам нормирования;
  • обоснованность НМЦК, начальной цены единицы, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

Кроме того, в рамках финконтроля отслеживают исполнение контракта. Казначеи или финорганы проверяют:

  • исполнение, изменение, соблюдение условий контракта, соответствие результатов исполнения госконтракта его условиям;
  • соответствие результатов исполнения целям госзакупки.

Внутренний финконтроль проводится на основании нормативов, которые регулируют бюджетные правоотношения, и федеральных стандартов, которые утверждает правительство РФ (ч. 9 ст. 99 44-ФЗ, п. 3 ст. 269.2 БК РФ ). А госорганы, которые проводят государственный и муниципальный финконтроль, вправе издавать локальные акты и стандарты проверок.

Если проверка прошла успешно, акт не составляют. Если в ходе контрольных мероприятий выявили нарушения, результатом становится ( п. 2 ст. 269.2, п. 4 ст. 270.2 БК РФ ):

  • выдача предписания или представления. Если госконтракт по проверенной закупке пока не заключен, заказчик не сможет его заключить, пока не исполнит предписание или представление ( ч. 23 ст. 99 ФКС ). А за неисполнение предписания или представления грозит штраф (ч. 25 ст. 99, ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ );
  • рассмотрение дела об административном правонарушении ( ст. 23.7 КоАП РФ ). Но если дело в отношении муниципальных заказчиков возбудили прокуроры, органы внутреннего финконтроля не вправе рассматривать дела по ст. 7.29.3, ч. 8-10 ст. 7.32 КоАП РФ ( письмо Минфина № 02-09-10/32758 от 26.04.2021 );
  • направление документов и других материалов в правоохранительные органы. В таких документах содержатся сведения о выявлении фактов совершения действия или бездействия с признаками состава преступления (письмо Минфина № 02-09-09/637 от 13.01.2020);
  • обращение контролеров в суд. Финорганы подают иск о признании закупки недействительной и о возмещении ущерба.
Читать статью  Восстановление доступа к аккаунту Google

Контроль Казначейства в реестре контрактов

В ПП РФ № 60 от 27.01.2022 определено, что должно контролировать Казначейство в реестре контрактов, — сведения о заказчике и поставщике, об источнике финансирования, способ госзакупки, информацию об объекте и цене заказа и др. По правилам, у заказчика есть 5 рабочих дней на публикацию заключенного контракта, его изменения, исполнения или расторжения ( пп. «а», «б» п. 15 правил ведения реестра госконтрактов из ПП РФ № 60 ).

С 01.07.2023 на отправку в Казначейство заказчикам отводят всего 3 рабочих дня со дня заключения соглашения по итогам электронных процедур. А с 01.01.2024 меняют и сроки отправки сведений о любых изменениях в госконтракте. Если соглашение об изменении сформировано в ЕИС, это надо сделать в течение 3 рабочих дней.

В п. 10 правил ведения реестра госконтрактов указано, что проверяет Казначейство в реестре контрактов:

  • документы по контракту, соглашение о его изменении (если происходили такие изменения);
  • ИКЗ, а если это закупка по гособоронзаказу, еще и ИГК;
  • объем и источник финансирования;
  • сведения о товаре, его количестве и единицах измерения, стране происхождения;
  • объект закупки, дату и номер контракта, срок исполнения;
  • информацию о заказчике и поставщике;
  • обеспечение исполнения госконтракта, обеспечение гарантийных обязательств (если установили такие условия);
  • объем привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНКО — в виде процента от цены контракта (если госконтракт заключили по ч. 6 ст. 30 ФКС ).

В реестр госконтрактов включают (п. 15 правил № 60):

  • контракт, соглашение о его изменении, расторжении, другую информация и документы из пп. «б» п. 15 правил № 60. Сведения направляют казначеям с использованием ЕИС для проведения всех необходимых проверок;
  • документы о приемке или решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Сведения автоматически направляют в Казначейство с использованием ЕИС.

В правилах № 60 закреплено, в течение какого срока Казначейство проверяет контракт по 44-ФЗ, — обычно в течение 3 рабочих дней, но иногда казначеи заканчивают проверку раньше. По сути, проводят две проверки:

  • сначала по пп. «а»-«г» п. 18 правил № 60 ;
  • потом по пп. «д»-«и» п. 18 правил № 60 .

Если проверка прошла успешно, казначеи формируют реестровую запись и сразу же публикуют соглашение в ЕИС. Если в ходе контрольных мероприятий выявили ошибки, сведения не опубликуют в реестре. Заказчик получит протокол по нарушениям. Изменения в информацию и документы надо внести в течение 3 рабочих дней, после чего повторно направить их на контроль. Если обнаружили ошибки сами, оперативно исправьте их. Это поможет избежать административной ответственности.

  • как проходит ведомственный контроль в закупках;
  • роль Казначейства в контрактной системе;
  • как прокуратура проверяет заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Коротко об авторе статьи
Задорожнева Александра

Задорожнева Александра

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

Источник https://goscontract.info/podgotovka-k-tenderu/novye-pravila-kaznacheyskogo-kontrolya-chto-menyaetsya-s-2018-goda

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *